Как зарегистрировать право собственности на садовый дом?

Садовый дом представляет собой здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п. 2 ст. 3 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).

Получение разрешений на строительство и на ввод садового дома в эксплуатацию не требуется. С 04.08.2018 установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2021 допускается регистрация прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55 ГрК РФ; ст. 222 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

До 01.03.2021 для кадастрового учета и регистрации права собственности на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, уведомление о начале строительства которого в уполномоченный орган не направлялось, потребуются (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и):

  • технический план;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок).
  • уплата госпошлины за регистрацию права собственности.

Заявление о регистрации и необходимые документы возможно подать одним из следующих способов:

  • лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ; 
  • посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, в том числе через Интернет посредством Единого портала госуслуг и сайта Росреестра.

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность (паспорт), а также нотариально удостоверенная доверенность, если документы подаются представителем.

При представлении документов лично необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не предусмотрено законом.

Срок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром (12 рабочих дней - если документы подаются через МФЦ) (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).